Восемь гласов — символ вечности, полноты Царствия Небесного
В Православном Богослужении существует удивительное единство между повторением и оригинальностью. Необычная система восьми гласов (осмогласие) используется в Православной Церкви более тысячи лет. Глас – это, в первую очередь, напев, мелодия, на которую распеваются тексты стихир, тропарей, ирмосов. Гласовая система касается именно этих богослужебных текстов, которые практически ежедневно используются в Православном Богослужении. Почти все (за редким исключением) Богослужебные песнопения имеют указание на глас, которым они должны петься.
Существует предположение, что осмогласный принцип сформировался еще в IV–V веках и имеет палестинские корни. В последующие века создалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над её музыкально-техническим совершенствованием трудились великие песнотворцы: на Западе – папа Римский святой Григорий Великий, или Двоеслов, на Востоке – святой Иоанн Дамаскин. Труды святого Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия основным законом Богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Русская Православная Церковь наследовала византийскую осмогласную систему.
Глас 1.
Глас 2.
Глас 3.
Глас 4.
Глас 5.
Глас 6.
Глас 7.
Глас 8.
Выбор количества гласов не случаен. Он основан на символике числа 8, связанной с литургическим происхождением осмогласия. Восьмой день, день Воскресения, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, невечерний (т.е. у которого не будет вечера) День будущего века (Царствия Небесного). Богослужение – начало этого дня и этого Царства Христова, его явление в нашей земной жизни.
Системе осмогласия строго подчинен один из богослужебных кругов – восьминедельный, тексты которого собраны в книге «Октоих» («Осмогласник»). Он начинается с Фоминой недели после Пасхи, после чего каждая седмица имеет свой ведущий глас, меняющийся в субботу на вечернем богослужении. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл (столп), повторяющийся в течение года несколько раз, до следующего Великого Поста. Ведущий глас недели дополняется песнопениями других гласов, воспевающих святого, который прославляется в каждый конкретный день богослужебного года. Для этого используются гласовые песнопения из других богослужебных книг (Минеи, Триоди и других). Они также относятся к тому или иному гласу, но уже исходя из иной логики, связанной со смыслом и характером текста.
В уникальном «концентрированном» виде осмогласие представлено на Светлой седмице. Каждый её день из Октоиха берется воскресная служба очередного гласа. Таким образом, с богослужебной точки зрения в Пасхальной седмице нет понедельника, вторника и т.д., а есть только одни воскресенья.
Помимо мелодии, песнопения каждого из гласов имеют удивительное богословское содержание. Это богословие не академическое, а жизненное, практическое. Жизненность его состоит в том, что оно провозглашается не с академической кафедры, а с церковного клироса и проходит через ум и сердце каждого верующего. Осмогласие свидетельствует о богатстве и глубине духовного наследия, передаваемого из поколения в поколение. Оно намного старше авторской духовной музыки и вобрало в себя всю полноту жизни в Боге, стремления к единению с Ним.
Источники: Богослужение на планшете, Живая молитва