Восемь гласов — символ вечности, полноты Царствия Небесного

В Православном Богослужении существует удивительное единство между повторением и оригинальностью. Необычная система восьми гласов (осмогласие) используется в Православной Церкви более тысячи лет. Глас – это, в первую очередь, напев, мелодия, на которую распеваются тексты стихир, тропарей, ирмосов. Гласовая система касается именно этих богослужебных текстов, которые практически ежедневно используются в Православном Богослужении. Почти все (за редким исключением) Богослужебные песнопения имеют указание на глас, которым они должны петься.

Существует предположение, что осмогласный принцип сформировался еще в IV–V веках и имеет палестинские корни. В последующие века создалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над её музыкально-техническим совершенствованием трудились великие песнотворцы: на Западе – папа Римский святой Григорий Великий, или Двоеслов, на Востоке – святой Иоанн Дамаскин. Труды святого Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия основным законом Богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Русская Православная Церковь наследовала византийскую осмогласную систему.

Глас 1 (тропарный).

Глас 1.

[свернуть]

Глас 2 (тропарный).

[свернуть]

Глас 3 (тропарный).

Глас 3.

[свернуть]

Глас 4 (тропарный).

Глас 4.

[свернуть]

Глас 5 (тропарный).

Глас 5.

[свернуть]

Глас 6 (тропарный).

Глас 6.

[свернуть]

Глас 7 (тропарный).

Глас 7.

[свернуть]

Глас 8 (тропарный).

Глас 8.

[свернуть]

Выбор количества гласов не случаен. Он основан на символике числа 8, связанной с литургическим происхождением осмогласия. Восьмой день, день Воскресения, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, невечерний (т.е. у которого не будет вечера) День будущего века (Царствия Небесного). Богослужение – начало этого дня и этого Царства Христова, его явление в нашей земной жизни.

Системе осмогласия строго подчинен один из богослужебных кругов – восьминедельный, тексты которого собраны в книге «Октоих» («Осмогласник»). Он начинается с Фоминой недели после Пасхи, после чего каждая седмица имеет свой ведущий глас, меняющийся в субботу на вечернем богослужении. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл (столп), повторяющийся в течение года несколько раз, до следующего Великого Поста. Ведущий глас недели дополняется песнопениями других гласов, воспевающих святого, который прославляется в каждый конкретный день богослужебного года. Для этого используются гласовые песнопения из других богослужебных книг (Минеи, Триоди и других). Они также относятся к тому или иному гласу, но уже исходя из иной логики, связанной со смыслом и характером текста.

В уникальном «концентрированном» виде осмогласие представлено на Светлой седмице. Каждый её день из Октоиха берется воскресная служба очередного гласа. Таким образом, с богослужебной точки зрения в Пасхальной седмице нет понедельника, вторника и т.д., а есть только одни воскресенья.

Помимо мелодии, песнопения каждого из гласов имеют удивительное богословское содержание. Это богословие не академическое, а жизненное, практическое. Жизненность его состоит в том, что оно провозглашается не с академической кафедры, а с церковного клироса и проходит через ум и сердце каждого верующего. Осмогласие свидетельствует о богатстве и глубине духовного наследия, передаваемого из поколения в поколение. Оно намного старше авторской духовной музыки и вобрало в себя всю полноту жизни в Боге, стремления к единению с Ним.

Источники: Богослужение на планшете, Живая молитва