Слово архимандрита Елеазар (Иванова) в день памяти Сорока Севастийских мучеников

Архимандрит Елеазар (Иванов) — архимандрит Русской Православной Церкви, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Анатолий Сергеевич Иванов (мирское имя) родился 3 декабря 1936 года в городе Бологое Тверской области, в семье машиниста тепловой тяги. Ещё в дошкольном возрасте ходил в Свято-Троицкую церковь родного города. После десяти лет учёбы стал вопрос, куда пойти дальше. В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую духовную семинарию, несмотря на начавшиеся хрущёвские гонения. В 1964 году рукоположен в сан диакона митрополитом Никодимом (Ротовым), назначен в Николо-Богоявленский собор Ленинграда. Через несколько месяцев, в 1965 году, диакона Анатолия рукоположили во иереи и назначили настоятелем Воскресенской церкви села Голубково Лужского района Ленинградской области. Из окна автобуса церковь представилась ободранной, со ржавыми куполами, покосившимися крестами. По тем законам нужно было ехать в горсовет за разрешением на служение. Молодой секретарь удивилась встрече, сказав, что храм решено закрыть. Сославшись на указ митрополита, на регистрацию уполномоченного, новый священник, как мог, противостоял. И, вопреки запрещению, на следующий день, в Дмитриевскую родительскую субботу, совершил первую самостоятельную Божественную литургию. С тех пор и по сей день храм не закрывается. Монашеский постриг священник принял в 1965 году, определён в клир Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры.

Исполняя обязанности епархиального секретаря, молодой священник допустил высказывание, которое не понравилось уполномоченному совета по делам религий Жаринову. За это и за две смелые для того времени проповеди в 1969 году отца Елеазара перевели в Псково-Печерский монастырь. В братстве этой прославленной обители он не только ежедневно совершал богослужения в качестве священника, но также нёс послушание на клиросе. С декабря 2003 года вновь зачислен в число насельников Александро-Невской Лавры, а с 2004 года был духовником Лавры. Отец Елеазар скончался 10 марта 2011 года на 75-м году жизни после продолжительной болезни. Погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В городе Печоры Псковской области стоит всем известная каменная церковь, посвящённая памяти мучеников Севастийских, числом сорок. В середине XVI века она, будучи деревянной, была перенесена игуменом монастыря Корнилием за ограду на приезжий монастырский двор для того, чтобы удовлетворять духовные нужды людей, которые образовывали тогдашние слободы вокруг обители.

Ежегодно 22 марта эта церковь отмечает свой престольный праздник, вспоминая событие, совершившееся около 320 года в армянском городе Севастии. История возвращает нас к эпохе правления византийского императора Константина Великого. Империя тогда была разделена. Одной частью правил Константин, другой — Ликиний. В первой в 313 году был издан Миланский эдикт, объявляющий свободу вероисповедания, и христианство стало дозволенной религией, во второй оно, по прежнему, оставалось гонимо, как в первые три века.

Ликиний, будучи язычником и видя быстрое распространение христианства, готовил поход против Константина и боялся, что в рядах его войска есть христиане, поэтому решил произвести чистку. В армейских рядах его была дружина из сорока человек, которая выходила из многих испытаний победительницей и отличалась многими положительными качествами. Все воины были христианами. За отказ принести жертвы языческим богам они были помещены в заключение, где молились, прося у Бога помощи.

Руководитель их пошёл на хитрость. Чтобы склонить к отречению от Христа, употребил змеиную лесть, начав с восхваления их молодости и отваги, а потом предложил отречься от веры, чтобы снискать расположение императора, однако воины были тверды и непреклонны.

Был устроен суд над ними и вынесено решение побить всех камнями, но камни летели мимо. Допросы повторялись, но воины выдерживали их. Военные руководители изобрели другой способ пытки.

Во время морозной зимы они повели раздетых воинов к озеру, поставив их на ночь на лёд, а на берегу растопили баню. Такой травлей хотели ещё раз испытать терпение. Правда, один побежал к бане и умер на пороге.

Около трёx часов ночи появился свет, лед растаял, вода в озере стала тёплой. Бодрствующий страж увидел всё происходящее и 39 венцов над головами воинов. Один, убежавший, не удостоился венца, а страж, сбросив с себя одежду, сказал, что и он христианин, стал сороковым, присоединившись к мученикам. Наутро все сорок прославляли Христа. Мучители вывели воинов из воды и перебили им ноги. Тела мучеников на колесницах повезли на сожжение.

Тела были сожжены, кости брошены в воду, чтобы христиане не собирали их. Через три дня все сорок явились во сне епископу Севастийскому с повелением погрести их останки. Епископ Пётр со священниками тайно ночью исполнил всё положенное.

Люди, подражая примеру сорока мучеников, стоят и утверждаются в вере, которая является не просто идеей или красивой поэмой, а подвигом. Их пример укрепляет верующих в стремлении преобразить себя, изыскать новые силы, расстаться с плохим прошлым, все претерпеть, освятиться своим подвигом, возвыситься.

Как было бы хорошо, если бы люди не пригибались к земле, а постоянно поднимались, и, как тюльпан, тянулись, к небу, к свету, к вечности.

Газета «Печерская правда»,
22 марта 1991 года