Слово архимандрита Елеазар (Иванова) в день памяти Алексия, человека Божьего
Архимандрит Елеазар (Иванов) — архимандрит Русской Православной Церкви, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Анатолий Сергеевич Иванов (мирское имя) родился 3 декабря 1936 года в городе Бологое Тверской области, в семье машиниста тепловой тяги. Ещё в дошкольном возрасте ходил в Свято-Троицкую церковь родного города. После десяти лет учёбы стал вопрос, куда пойти дальше. В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую духовную семинарию, несмотря на начавшиеся хрущёвские гонения. В 1964 году рукоположен в сан диакона митрополитом Никодимом (Ротовым), назначен в Николо-Богоявленский собор Ленинграда. В следующем году рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Воскресенской церкви села Петрова Горка Лужского района. Монашеский постриг принял в 1965 году, определён в клир Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры.
Исполняя обязанности епархиального секретаря, молодой священник допустил высказывание, которое не понравилось уполномоченному совета по делам религий Жаринову. За это и за две смелые для того времени проповеди в 1969 году отца Елеазара перевели в Псково-Печерский монастырь. В братстве этой прославленной обители он не только ежедневно совершал богослужения в качестве священника, но также нёс послушание на клиросе. С декабря 2003 года вновь зачислен в число насельников Александро-Невской Лавры, а с 2004 года был духовником Лавры. Отец Елеазар скончался 10 марта 2011 года на 75-м году жизни после продолжительной болезни. Погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Повествование о жизни Алексия, Человека Божия, на Руси было любимым чтением. Оно относит нас к пятому веку христианской истории и говорит о том, что в Риме от бездетных, но благочестивых людей родился сын, который с юности начал успешно изучать светские науки, имел особенное желание читать и изучать, Священное Писание.
Его отличала любовь к строгой жизни состоящей из соблюдения поста, раздачи милостыни нуждающимся и других добродетелей. Стремясь к подвигу, он имел горячее желание оставить мир и, уединившись, служить Богу.
Однако родители думали иначе. Они определили ему невесту, совершили обручение, после которого Алексий снял перстень, отдал его девушке с просьбой сохранить. Он сказал ей, чтобы Господь Своей Благодатью Сам устраивал для них новую жизнь. Потом он тайно покинул дом, сел на корабль и отправился в Месопотамию. Приплыв в Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя, Алексий продал все что у него было, роздал деньги нищим, и стал жить при храме на паперти, прося подаяние.
Родители всюду искали сына, слуги были посланы и в Эдессу, но они не узнали его в облике нищего. От строгой жизни он высох, исчезла красота молодости, ослабло зрение.
Алексий отплыл в другое место. Буря унесла корабль на запад и прибила к берегам Италии, родным местам. Угодник Божий направился в Рим.
В день его кончины в соборе служил первостоятель Римской Церкви и присутствовал император Гонорий. Во время Богослужения служители и молящиеся услышали голос, повелевающий найти человека Божия, чтобы он помолился о благополучии города. Потом было указание, где можно найти этого человека.
Алексий был обнаружен умершим. Лицо его светилось, а в руке находилась хартия. Тело было положено на одр и покрыто дорогими покрывалами. По молитвам людей святой Алексий разжал руки, хартия была прочитана. Отец, мать и невеста совершили подобающее поклонение Угоднику Божию. Это же сделали духовенство и все присутствующие.
Потом тело святого Алексия было поставлено на городскую площадь и начались чудесные исцеления тех, кто с верой приступал и просил о помощи. История говорит, что собрался весь Рим, тело было внесено в церковь, где находилось всю неделю, и люди совершали поклонение ему. Потом оно было помещено в мраморную гробницу.
Так подвизался праведник, который смысл своей жизни видел в служении Высочайшему Богу, в угождении Ему, а через это и в пользе окружающим людям. Вспоминая житие праведного Алексия, Церковь учит людей самоотверженной любви, любви до самоотдачи, любви, подобной той, которую явил людям Христос Спаситель, будучи распят на кресте за спасение всего человечества. Знакомясь с жизнью подвижника, человек не может не проникнуться его примером.
Газета «Печерская правда»,
28 марта 1992 года