Проповедь Архимандрита Елеазара (Иванова) в праздник Рождества святого пророка Иоанна Предтечи
Архимандрит Елеазар (Иванов) — архимандрит Русской Православной Церкви, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Анатолий Сергеевич Иванов (мирское имя) родился 3 декабря 1936 года в городе Бологое Тверской области, в семье машиниста тепловой тяги. Ещё в дошкольном возрасте ходил в Свято-Троицкую церковь родного города. После десяти лет учёбы стал вопрос, куда пойти дальше. В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую духовную семинарию, несмотря на начавшиеся хрущёвские гонения. В 1964 году рукоположен в сан диакона митрополитом Никодимом (Ротовым), назначен в Николо-Богоявленский собор Ленинграда. В следующем году рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Воскресенской церкви села Петрова Горка Лужского района. Монашеский постриг принял в 1965 году, определён в клир Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры.
Исполняя обязанности епархиального секретаря, молодой священник допустил высказывание, которое не понравилось уполномоченному совета по делам религий Жаринову. За это и за две смелые для того времени проповеди в 1969 году отца Елеазара перевели в Псково-Печерский монастырь. В братстве этой прославленной обители он не только ежедневно совершал богослужения в качестве священника, но также нёс послушание на клиросе. С декабря 2003 года вновь зачислен в число насельников Александро-Невской Лавры, а с 2004 года был духовником Лавры. Отец Елеазар скончался 10 марта 2011 года на 75-м году жизни после продолжительной болезни. Погребён на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
У Божией Матери была родственница Елизавета, жена священника Захарии, которая жила недалеко от Иерусалима. Она и супруг вели праведную жизнь, дожили до глубокой старости, и не имели детей. Потеряв всякую надежду иметь ребенка, Захария смирился с этим, но однажды, совершая богослужение в храме, увидел ангела, сообщившего, что у него родится сын, которого надо назвать Иоанном и что этот сын будет проповедовать о скором приходе на землю Христа. Предсказание сбылось, Елизавета родила сына, который был назван Иоанном.
Когда он подрос, удалился в глухую пустыню, жил в пещере, молился Богу до тех пор, пока исполнилось тридцать лет. Здесь он вёл суровый образ жизни, питался скудной пищей, одевался в грубую верблюжью шерсть, имел толстый кожаный пояс. Примерно в 29-й год от Рождества Христова он вышел на служение с проповедью, строго обличая грехи народа, призывая к покаянию и совершая крещение над теми, кто принимал его свидетельство и сокрушался сердцем.
Готовя людей к достойной встрече со Спасителем, он говорил, что надо каяться в грехах, не следует обижать друг друга и клеветать. В знак очищения от грехов люди крестились в водах реки Иордан.
Когда Спаситель вступил на открытое общественное служение, Иоанн Предтеча, т. е. предшествующий, предтекающий перед Ним, свидетельствовал о Нём как о Сильнейшем, Который будет крестить людей не водой, а Святым Духом. К нему на Иордан пришел Сам Спаситель и просил крестить Его, как обыкновенного человека, хотя Он, как Бог, был совершенно чист от греха. Иоанн ужаснулся, хотел удержать Христа, но Господь сказал, что необходимо исполнить всю правду, то есть то, что повелел Ему Отец.
Крестившись, Христос вышел из воды и раскрылись небеса, Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил на Спасителя в виде голубя и услышал голос с неба, говоривший, что Христос есть Сын возлюбленный, в Котором благоволение Отца Небесного. Так Бог явил людям во всей таинственной полноте Пресвятую Троицу.
Вспоминая Иоанна Крестителя, следует обратить внимание на пример его смирения. Смирение — состояние, противоположное гордости и высокомерию, оно приводит человека к сознанию ничтожества. Смиренный не превозносится ни знаниями, ни талантами, ни общественным положением. Известно множество примеров, когда гибли таланты и пропадали умные люди, поддавшись гордости и остановившись в стремлении вперёд. Велик тот, кто не превозносится и ни во что ставит всякие почести.
6 июля 1991 года.
Газета «Печорская правда».



