Праведный Николай Кава́сила

Святой праведный Николай Кавасила (греч. Νικόλαος Καβάσιλας) – выдающийся византийский богослов и церковный деятель. Получив блестящее образование в Константинополе, занимал должность сакеллария Константинопольской Церкви. Был близок к императору Иоанну Кантакузену, участвовал в политических и церковных делах империи. На Влахернском соборе 1351 года защищал Православное учение об исихазме. Автор знаменитого «Изъяснения Божественной Литургии» и других богословских трудов.

Два солунских святых из XIV века носили имя Кавасилы. Старший — Нил — дядя святого Николая, по общепринятому мнению, управлял солунской паствой до 1340 года, при византийском императоре Иоанне IV Кантакузене (годы правления: 1347-1354). Младший — Николай — родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалониках. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335–1340 годах Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимает активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви.

Прим: сакелларий — одна из церковных должностей в округе Константинопольского Патриарха с XI века. В Российской империи — звание, которое давалось одному из старших священников церкви Зимнего дворца.

Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита — будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир. На протяжении многих лет Кавасила был другом и советником императора Иоанна IV Кантакузина, поддерживал его во время гражданской войны, с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года.

В 1347 году император поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя, после чего они вместе направились на Святую Гору, где пробыли год.

Исихастский совет в Константинополе 1351 года. Миниатюра из «Теологических произведений» Иоанна Кантакузина.

Николаю Кавасиле как приверженцу исихастского учения пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой. На созванном в 1351 году Влахернском соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни. Собор впоследствии осудил антипаламитов.

О жизни Кавасилы после 1353 года до нас дошли лишь некоторые отрывочные свидетельства. В 1354 году он произносит панегирик при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузина, сына Иоанна. В 1363 году он прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нила, а позже и своего отца. 

Один краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из комментарий его на Птоломея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», Книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных нравственных и похвальных слов, сказанных на праздники. Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на великомученика Димитрия, на святую Феодору Чудотворицу, на трёх вселенских святителей. Из богословских произведений его известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма. Более известным творением Николая Кавасилы служит его «Изъяснение Божественной Литургии», которое имел в виду истолкователь Литургии Симеон Солунский.

Выдающийся христианский писатель и богослов, святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года. День его памяти установлен на 20 июня (по новому стилю).

Источник: Азбука веры