Пассия. Вспоминая спасительные страдания Господа
Великий пост – самое благоприятное для покаяния, настоящего изменения ума, для молитвы и для добрых плодов время. Нашему внутреннему изменению способствуют и предусмотренные уставом изменения в богослужении. Здесь и минорные напевы, и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, и Литургия Преждеосвященных Даров. К важным особенностям Великого поста относится и совершаемое во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье скорбное по своему содержанию вечернее Богослужение – Пассия.
Для христианина очень важно успеть приобщиться и к этой удивительной особенности Поста, чтобы проникнуться его духом. Тогда и Пасха Страстей, проживаемая Церковью на Страстной седмице, будет восприниматься с новой глубиной.
Пассия — это служба, посвящённая воспоминанию спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Это время, когда сердце наше обращается к последним дням земной жизни Спасителя, к Его крестному пути, пройденному ради нашего искупления. Но вспоминаем мы эти события не как далёкую историю, а как тайну, которая касается каждого из нас лично.
Евангелие ведёт нас за Христом через Гефсиманию, где Он, приняв Чашу страданий ради спасения рода человеческого,Мф.26:39 изливает пред Отцом Свою скорбь. Мы видим Его преданного учеником, осуждённого неправедным судом, бичуемого и насмехаемого. На Голгофе Он, Царь Вселенной, принимает смерть раба, взывая: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».Лк.23:34 В этих словах — безграничная любовь Господа к нам, превосходящая всякое человеческое понимание.
Крест Христов — не символ поражения, но знамя победы. Здесь, в уничижении, раскрывается слава Божия. Как пишет апостол Павел: «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»,Флп.2:8 то есть смерти крайне мучительной, сопровождающееся, помимо запредельных страданий физических, такими же запредельными унижениями, клеветой, оскорблениями, влекущими сильнейшие страдания психические.
Христос берёт на себя грехи мира, чтобы мы, умирая с Ним в крещении, воскресли для жизни вечной. Его страдания становятся мостом над бездной греха, перекинутым к каждому из нас.
Что же можем мы воздать Господу за такую любовь? Святые отцы учат: путь христианина — сораспятие Христу. Это не буквальные физические муки древнего вида казни — распятия на кресте. Этого от нас никто не требует. Сораспятие Христу — это готовность «нести свой крест» — терпеть скорби, прощать врагов, отвергать эгоизм, смиренно претерпевать последствия своей греховности, ветхости.
Ведь «любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою», а значит «и мы должны полагать души свои за братьев».1Ин.3:16 Пассия призывает нас проверить сердца: живём ли мы как искупленные дорогой ценой?
Пусть воспоминание страданий Господа, через которое проводит нас Пассия, станет для нас ступенью к покаянию. Как те, кто стоял у Креста — Мария, Иоанн, сотник Лонгин — мы призваны увидеть в Распятом не жертву зла, но Победителя смерти. И если мы скорбим теперь, то с верой в светлое Христово Воскресение.
В дни Великого поста чаще прибегайте к спасительным Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы достойно встретить Пасху. И, идя по следам Христовым, будем помнить: за каждым по-христиански принятым крестом в нашей жизни сияет заря Воскресения. Пусть же крестные страдания Спастеля укрепят нас в борьбе с грехом, научат истинному смирению и наполнят сердца благодарностью.
Источник: Царство Небесное