Осанна в Вышних! Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим

В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы. В этот день православные вспоминают событие, описанное в Евангелии, когда Христос въехал в Иерусалим на ослике, чтобы отпраздновать пасху (у иудеев пасха была воспоминанием освобождения еврейского народа из плена египтян). За несколько дней до этого Христос воскресил своего друга Лазаря. Слух об этом невероятном чуде быстро распространился в народе. Поэтому многие люди собрались, чтобы увидеть и встретить Спасителя. Они кричали ему: Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Ин.12:13 — и постилали свои одежды на Его пути.Мф.21:8

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус Христос ходил по земле Израильской 3 года, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Господь говорит слова, которые являются сутью Православной веры: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность.

Лазарь провёл четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Христос громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел.

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло.

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Господь въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус Христос не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его.

Согласно евангельскому тексту, люди вышли навстречу Иисусу, держа в руках пальмовые ветви. Так как на Руси пальмы не росли, верующие в этот день приходили в церковь с ветвями вербы, которая к этому времени распускается и дает пушистые побеги. Этот обычай существует и сегодня. Во время праздничного вечернего богослужения в субботу происходит освящение верб: священник читает молитву и кропит принесенные веточки святой водой. Поэтому в народе праздник носит название Вербное воскресенье. Церковь учит, что через веру, молитву и церковные таинства Бог освящает не вещь, а человека и дает ему благодатные силы. Этим христианство отличается от различных магических верований и суеверий. И освященные веточки вербы не амулет, не оберег, имеющий какую-то особую силу, а символ нашего соучастия в событии. Они напоминают о Входе Господне во Иерусалим и о том, что мы — как те люди, встречающие Христа, — должны раскрыть свои сердца навстречу Ему. Обычно верующие ставят вербы рядом с иконами, а когда растения засыхают, то их сжигают или закапывают.

Источники: Правмир, Фома