Неделя Крестопоклонная. Крест — древо спасения и райское древо жизни

Название «крестопоклонная» происходит от того, что молящиеся в храме совершают особое поклонение в эти дни «Честному и Животворящему Кресту Господню», с целью укрепления душевных сил верующих в середине Великого поста. Этот обычай сложился в то время, когда Великий пост, его структура и богослужебный строй еще только формировались, и поначалу имел под собой конкретную историческую основу — торжественное перенесение в Константинополь части Креста Господня. Это событие произошло в VI веке и изначально отмечалось ежегодно весной в установленный день. Однако с утверждением великопостного устава, который не предусматривает совершения пышных богослужений и полной литургии в будние дни, память о перенесении реликвии была перенесена на третье великопостное воскресенье. По другой версии, основой для празднования стала победа императора Ираклия I (VI век) над персами и возвращение в Иерусалим частицы Креста Господня, вызволенной из персидского плена.

Значение изнесения (выноса) Креста и поклонения ему в воскресный день и последующую седмицу разъясняется в Синаксари, в стихирах, в каноне и в богослужебных текстах. Ради душевной радости канон Триоди должен начинаться с обычно пропускаемых пасхальных ирмосов «Воскресе́ния де́нь…».

Великий пост для Православных христиан сравнивается с пребыванием евреев в пустыне: как тогда евреи — Ветхий Израиль — страдали от жажды в пустыни, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими,Исх.15:23 так и Православная церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждает пост для верующих и насыщает духовную жажду православных христиан — Нового Израиля.

Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведёт Великий пост. Без Креста нет и не может быть Воскресения. Он не только орудие страданий, но и символ надежды, спасения и вечной жизни, провозвестник победы над адом и смертью. Это победное предощущение, радость от того, что рай вновь открыт, что распятый и воскресший Христос, стоя на обломках адовых врат, зовет всех за Собой, отчетливо слышится в кондаке Крестопоклонной Недели:

Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: “Снова входите в рай!”

Этим же настроением проникнуто и одно из центральных песнопений Крестопоклонной «Кресту Твоему», текст которого приводился выше. Мы поклоняемся Кресту, благоговеем перед искупительной жертвой Спасителя, но одновременно прославляем Его Воскресение.

Источник: Фома