Начинаются подготовительные недели перед Великим постом
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первая из них.
Подготовительные Недели (воскресенья) к Великому посту:
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя мясопустная. О Страшном суде
- Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье
История возникновения недель о мытаре и фарисее и о блудном сыне такова: евангельские чтения обеих предварительных недель, которые являются стержневыми в службах обоих воскресений, берутся из Евангелия от Луки. В древней иерусалимской традиции Евангелие от Луки читали в воскресные дни Великого поста, потому там притча о блудном сыне читалась во 2-ю неделю поста, а притча о мытаре и фарисее – в неделю 3-ю Великого поста.
Однако в Константинополе, богослужебная традиция которого в итоге восторжествовала на всём Востоке, Евангелие от Луки начинали читать после Недели по Воздвижении и заканчивали как раз перед Великим постом (в сам период Великого поста читали Евангелие от Марка); у нас сейчас эта традиция в полной мере сохраняется. Так вот, отрывки, содержащие притчи о мытаре и фарисее и о блудном сыне, читались как рядовые чтения перед Великим постом. В итоге заметили, что обе притчи хорошо гармонируют с идеей подготовки к посту, потому они были постепенно закреплены в рамках подвижного круга. При этом Неделя о блудном сыне появилась только в IX веке: в Типиконе Великой церкви (устав кафедрального Константинопольского богослужения) Триодь как раз начинается Неделей о блудном сыне, причем она не имеет собственного названия, а обозначена как «неделя пред мясопустом». В то же время Неделя о мытаре и фарисее еще два столетия продолжала «гулять» в календаре и только в XI веке была закреплена на нынешнем месте. Таким образом, неделя о мытаре и фарисее – последний по времени возникновения воскресный день предварительного периода.
Интересно, что в нашем Уставе и в наших Триодях сохранились некоторые песнопения древней иерусалимской традиции, так что по факту у нас две недели о мытаре и фарисее и о блудном сыне: еще одна неделя о блудном сыне приходится на 2-е воскресение поста (теме притчи посвящён канон на Утрене, стихиры на 3-й седмице поста), а «младшей сестрой» Недели о мытаре и фарисее может считаться Неделя 3-я (Крестопоклонная): на Утрене Недели и на 4-й седмице поются стихиры на тему притчи о мытаре и фарисее. При этом песнопения, связанные с указанными притчами, сохранились только в славянских Триодях, тогда как из греческих они исключены.
Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно усиливается воздержание: на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы; на последней следует высшая степень приготовления – невкушение мясной пищи.
Источник: Живая молитва