Молебен перед Вятским образом Спаса Нерукотворного. В нашей епархии возобновляется древняя традиция

В начале XVII века в центре города Хлынова (Вятки) на главной торговой площади стояла деревянная церковь Святой Троицы (на этом месте позднее был возведён Спасский собор). На паперти храма, над самым входом, помещалась икона Спаса Нерукотворного. Кем и когда был написан этот образ, источники не сообщают. Известно лишь то, что с древних времен он находился в Троицком храме.

Своим внешним видом Хлыновский образ напоминал всемирно известный новгородский лик Спаса Нерукотворного, с тем отличием, что взгляд Спасителя на вятской иконе был не таким суровым, но более милостивым. Местный иконописец изобразил слева и справа от Божественного Лика архангелов Михаила и Гавриила. По этим особенностям Нерукотворный образ Спасителя из города Хлынова легко узнать среди десятков других.

Первое чудо от иконы произошло 12 июля 1645 года и связано с именем хлыновца Петра Палкина, слепого юноши, которого родители привели на торг и оставили у Троицкой церкви. Сидя под иконой Спасителя на паперти храма, он горячо молился. По милости Божией мальчик прозрел. Весть об исцелении Петра Палкина быстро облетела весь город и привела к иконе Спасителя множество людей, просящих о помощи в своих скорбях, бедах и болезнях. За короткое время священниками было описано более 100 чудес, произошедших по молитвам перед этой иконой.

В середине XVII века по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. При огромном стечении народа царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф лично встречали образ Вятского Спаса Нерукотворного. Икона находилась в главном храме Кремля – Успенском соборе — в течении 8 месяцев, после чего была торжественно перенесена в  Новоспасский монастырь. Здесь чудотворная икона находилась более двух с половиной веков до 1918 года, не раз помогая страждущим и болящим.

Освящение воссозданной иконы над Спасскими воротами Кремля.

Оставив икону в Москве, царь не лишил Вятский край святыни и повелел направить в Хлынов точный список с прославленного образа. Ещё один список с Вятского Спаса был установлен над воротами Фроловской башни Московского Кремля. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими. В 1839 году оригинал иконы был украшен серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

Спасские ворота со стороны Кремля. Дореволюционное фото.

Направленный в наш город список иконы вскоре явил свою чудотворную силу. Весной 1657 года на Хлынов и всю Вятскую землю обрушилась страшная моровая язва. Тогда воевода города Хлынова, посоветовавшись с архимандритом Успенского Трифонова монастыря и священниками, повелел всем жителям Хлынова и других Вятских городов строго поститься всю пятую неделю Великого поста, после чего в воскресный день повсеместно совершить торжественное празднование Нерукотворному образу Спасителя. И вновь Господь явил чудо – моровая язва отступила, с этого дня «во всей Вятской стране более не было ни одного заболевшего».

Иона, архиепископ Вятский и Великопермский.

Примечательно, что в том же 1657 году Вятская земля обрела своего архиерея – осенью того же года решением Поместного Собора была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове.

С этого времени благодарные вятчане стали почитать чудотворный образ Вятского Спаса особым молебном и крестным ходом, который совершался вокруг Хлынова в пятое воскресенье Великого поста. В 1675 году архиепископ Вятский и Великопермский Иона (Тугаринов) утвердил эту традицию «на веки вечные».

В 1699 году, в день памяти преподобного Трифона Вятского, преставился ко Господу Владыка Иона. За его добродетельную и богоугодную жизнь народ почитал Владыку Иону как святого, усердно совершая ему не молебны, а панихиды, так как святитель был не прославлен. Уповая на молитвенную помощь Владыки, произошло много чудес и исцелений.

Дореволюционное фото Спасского собора

Спустя два с половиной века, к большому сожалению, после революции 1917 года история Церкви сложилась трагично, многие храмы были закрыты или разрушены, святыни бесследно исчезли.
После прекращения гонений на Церковь началось возрождение поруганных святынь. В 1994 году положено начало восстановления Спасского собора города Кирова и продолжается по сегодняшний день.

13 февраля 2025 на заседании Епархиального совета Вятской Епархии принято решение о восстановлении традиции в 5-е воскресение Великого поста после Божественной Литургии в храмах Вятской Епархии совершать молебен Вятскому образу Спаса Нерукотворного и заупокойную литию по архиепископу Ионе.