5 ноября — память священномученика Николая Агафонникова, пресвитера Вятского

Будущий святой родился в 1876 году в семье потомственного священнослужителя, диакона Владимира Яковлевича, и его супруги Марии Андреевны, происходившей также из духовного сословия. С самого раннего детства мальчик приобщался к церковной жизни при храме в своём родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. С шести лет он с мамой ходил на клирос и пел с ней, а с семи лет уже читал за богослужением. В это же время он так серьёзно и ответственно нёс пономарское послушание, что прихожане удивлялись смышлёности мальчика, усердию и аккуратности в исполнении обязанностей, внимательности, с какой помогал он своему отцу во время службы.

В 1887 году Николай поступает в Вятское духовное училище. В следующем году он был зачислен воспитанником Вятской духовной семинарии и одновременно стал псаломщиком (чтецом) Никольского собора города Слободской Вятской губернии. Он читал много духовной литературы, в особенности труды святых отцов и известных подвижников, мечтая посвятить себя духовным подвигам на ниве пастырства.

В возрасте 23-х лет Николай Агафонников женился на Нине Васильевне Фёдоровой. В 1899 году епископом Вятским Алексием (Опоцким) он был рукоположен в священный сан. Первый приход отца Николая находился в селе Загарье Вятской губернии.

В 1900 году отец Николай начал вести записи, озаглавленные «Мои записки и дневник». Они содержат довольно подробные сведения о его пастырском служении, о миссионерской деятельности, там же приведены диспуты с раскольниками. Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на «Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902 года» о паломничестве к мощам Феодосия Черниговского отца Николая с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру, Москву и Киев.

В 1909-1912 годах отец Николай Агафонников был депутатом на съездах духовенства Вятского училищного округа, на которых избирался делопроизводителем. 9 апреля 1909 года, на день Святой Пасхи, от Владыки Филарета получил благословение за руководство Загарским церковным хором, а также был награждён скуфьёй.

У отца Николая и матушки Нины было четверо сыновей: Герман, Серафим, Владимир, Николай и две дочери: Варвара и Лидия. Все дети были очень музыкальны. Когда собиралась вся семья, то любимым занятием было вместе петь духовные песнопения. Впоследствии почти все дети пели в церковном хоре, двое из сыновей были регентами в храме. Отец Николай очень любил природу, особенно любил собирать грибы.

После отца Николая осталось также большое литературное наследие. Он знал несколько языков: греческий, французский, татарский.

С 1916 года отец Николай служил в Спасском соборе Вятки и был законоучителем Вятского начального училища. С 1917 по 1923 годы служил священником в Преображенском женском монастыре.

К 1919 году окончательно укрепившиеся во власти большевики сразу развернули охоту на священнослужителей. Под маской обличения “тунеядцев” и “обманщиков” народа новая власть развязала себе руки для открытого террора и по отношению к христианам. Это время стало началом беспрецедентных гонений на Церковь. Публично устраивались “обличительные” диспуты между священниками и “идеологами нового времени”, имевшие целью опорочить учение Церкви и пригвоздить к “позорному столбу всех попов”; под улюлюканье толпы сбрасывались колокола; начались аресты верующих; кто-то оказался насильно выдворен из страны.

Широко развернувшаяся идеологическая борьба против Православной Церкви достигла своей цели. Взбудораженная толпа в предвкушении благ, которые обещала новая, “народная” власть, под видом восстановления социальной справедливости грабила дома священников, нередко посягая на жизнь священнослужителей и членов их семьей, крушила иконостасы, выламывая священные лики из серебряных и золотых окладов. Осквернялись монастыри, уничтожались церковные книги.

Эти смутные времена застали семью о. Николая в г. Вятке. Как истинный патриот, он не покинул свой приход, несмотря на претерпеваемые бедствия, делал духовное дело, дело всей жизни, выдерживая натиск революции. В нем пылал дар Духа, помогающий вынести гораздо больше, чем может вытерпеть человек.

Ревностные строители новой жизни считали, что денежные пожертвования и другие церковные доходы – от совершения богослужений и треб, составляют огромные накопления, и священники их где-то прячут. Начались ночные обыски. Опьяненные легкой наживой, прикрываясь благородными целями, под видом помощи голодающим, они искали у отца Николая золото и драгоценности. Какие несметные богатства могла скрывать семья приходского священника, состоящая из 10-ти человек, где работал только глава семьи? И работал он не для получения каких-то материальных ценностей.

Позднее, когда стало ясно, что духовенство в России, как и большая часть населения, еле-еле сводит концы с концами, большевики приступили к следующему этапу борьбы за “светлое будущее” – необоснованным уголовным преследованиям православных. В феврале 1923 года отец Николай был арестован в г. Вятке и препровождён в Москву на Лубянку по подозрению в контрреволюционной деятельности. Просидев в Лубянской тюрьме до июля, он был отпущен за недоказанностью улик.

Несмотря на все сложности и опасности священнического служения при советской власти, отец Николай не оставил своего креста – не отказался от сана, не перешёл во вскормлённую властью обновленческую церковь, сулившую чины, спокойствие и льготы. Перестрадавший, прошедший подвалы Лубянки, он по-прежнему на своем посту – исполняет лежащие на нем обязанности добросовестно и усердно, ещё и ещё раз являя высокие личные качества. Он открыт духовному наследию христианства, готов безропотно принять тернистые пути для приобретения жизненной мудрости, для закаливания духа.

После возвращения из тюрьмы он был возведён в сан протоиерея и получил назначение в Царёво-Константиновскую Знаменскую церковь города Вятки, где прослужил до 1926 года, когда из-за ложного обвинения в связях с обновленческими деятелями был вынужден покинуть город и перебрался к своему сыну Герману в Московскую область.

Этот тяжёлый период его жизни нашёл отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, что будто бы он в свое время был в тесных сношениях с обновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от «врагов церкви Христовой». В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А.Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов). Осенью 1926 года отец Николай встретился в Глазове с епископом Владыкой Виктором.

Где бы ни служил отец Николай, везде его любили. Он внушал уважение своей участливостью, духовной стойкостью, высокой нравственностью и бесстрашием. Общаясь с прихожанами не только во время богослужений, но и во в небогослужебное время, он всегда оставался открытым и доступным. Именно эта способность с любовью и состраданием относиться к людям, искренне и доверительно беседовать с ними послужила поводом к его аресту 16 октября 1937 года.

В октябре – ноябре 1937 года по инициативе Подольского районного отделения УНКВД по Московской области начались массовые аресты “антисоветского и контрреволюционного элемента” в Подольске и Подольском районе. В первую очередь в круг арестованных попали духовенство и активные верующие. Конечно, это не могло не коснуться Подольского благочинного, митрофорного протоиерея, имевшего большой авторитет среди священников и прихожан.

Из материалов “Следственного Дела № 4320 на служителя культа Агафонникова Николая Владимировича” видно, что показания против него дают люди, пользовавшиеся его гостеприимством и вниманием. На допросах он отвечал на все вопросы следователя кратко, без конкретных фамилий. Например, на вопрос: «С кем Вы имеете общение из служителей культа в Подольском районе?», он ответил: “Как благочинный, имею общение по службе со всеми священниками по Подольскому району, близких же отношений я ни с кем не имел”. Отец Николай знал: даже простое упоминание имени человека в стенах НКВД могло трагически отразиться на его судьбе.

3 ноября 1937 года заседанием тройки при Управлении НКВД СССР по МО Агафонникову Николаю Владимировичу по обвинению в контрреволюционной деятельности назначена высшая мера наказания – расстрел. В то время “вердикт” выносился скоро. Расследование не проводилось, в суть дела никто особенно не вникал: нужно было освобождать камеры – места для новых жертв.

5 ноября 1937 года приговор приведён в исполнение. На Бутовском полигоне отец Николай был расстрелян, подобно тысячам новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. 21 февраля 1994 года Николай Агафонников полностью реабилитирован Прокуратурой Московской области .

Храм в честь Вятского святого в Подольске.

В память о служении Вятского святого в Московской области в микрорайоне «Красная горка» на городском кладбище Подольска построена церковь священномученика Николая.

В конце декабря 1926 года протоиерей Николай нашёл священническое место в церкви селе Ворсино и поехал для утверждения этого назначения в город Богородск (ныне — Ногинск), где в начале января 1927 года получил благословение епископа Серафима на занятие места в селе Ворсино сроком на 1 месяц до получения документов из Вятской епархии.

В селе Ерино протоиерей Николай Агафонников начал работу над своим главным литературным трудом — мемуарами. В них он довольно полно описывает своё детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учебы отца Николая в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды священномученика Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже XIX-XX веков.

Икона святого есть в Спасском Соборе и Знаменской церкви города Кирова, а также в селе Загарье Юрьянского района.

Священномученик Николай почитается как покровитель поющих в хоре, многодетных семей и семейной жизни, учителей и преподавателей. Свои молитвы ему возносят также писатели и журналисты, переводчики и преподаватели иностранных языков, технические работники различных организаций и даже собиратели грибов.

Источники: Открытый список, Храм в честь священномученика Николая Подольского