4 апреля — память преподобного Исаа́кия, игумена Далматского
Преподобный Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент II (годы правления: 364-378). Когда император собирался на войну с варварами, Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на Православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но два ангела чудесным образом избавили преподобного Исаакия от гибели. Придя к императору в последний раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожжённом преследователями.

О встрече Исаакия с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки: блаженный Феодорит Кирский, Созомен и некоторые другие. В синаксарном Житии преподобного Исаакия в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в других редакциях: святой узнал о гибели императора ещё до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожжённого тела, доносившийся с места сражения. Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой.
После смерти императора Валента на престол взошёл император Феодосий I Великий (годы правления: 379-395). Услышав о пророчестве святого, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого Исаакий, согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381), хотя в списках участников Собора он не отмечен. Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад.
Вняв их уговорам, Исаакий попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвёл в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами. К святому приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал его во дворец.
Преподобный Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались. Через некоторое время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далматский монастырь, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней.
Почувствовав приближение смерти, преподобный Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.
После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви святой Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви святого Стефана, построенной неподалёку от Далматского монастыря. Святой Исаакий был погребён в алтаре этого храма, справа от святого престола.
Исходя из текста Жития Исаакия, годом его смерти следует считать 383. Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Далмата, Исаакий жил ещё при архиепископе Аттике (406–425). Каллиник, автор Жития преподобного Ипатия Руфинианского, также сообщает, что святой Исаакий был жив еще в 406 году, когда посещал преподобного Ипатия в его монастыре. При этом другая версия Жития Далмата, изданная М.Гедеоном, подтверждает 383 год как дату кончины святого, однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте.
Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 год нельзя считать годом смерти преподобного. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 года. Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти святого Исаакия. Так, А.Камерон относит его кончину к 416 году на основании данных о церкви первомученика Стефана, в которой были положены мощи Исаакия. Существует версия, что святой скончался даже в 424 или 425 году.
Согласно О.Мейнардусу, частицы мощей прпп. Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне.
Почитание преподобного Исаакия Далматского в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая по юлианскому календарю) совпал с днём памяти святого. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.


Современное здание собора является четвёртым петербургским храмом в честь Исаакия Далматского, возведённым на месте первого собора. Автором проекта четвёртого собора, которому предназначалось стать главной православной святыней империи, стал архитектор Огюст Монферран. Строительство курировал праправнук Петра Великого, император Николай I.
Тропарь преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 4.
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Кондак преподобному Исаакию Далматскому, глас 8.
Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.