3 мая — день памяти святителя Николая Сербского

Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в центральной Сербии. Родители его, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми. Их первенец был крещён с именем Никола (серб. Никола Велимировић) в монастыре Челие. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь. Уже в раннем детстве в мальчике проявились незаурядные способности и усердие к учёбе. На школьных переменах он убегал на монастырскую колокольню и там предавался чтению и молитве. Во время учебы в гимназии он был одним из лучших учеников.

Монастырь Челие

По окончании 6-го класса гимназии Никола поступил в Белградскую семинарию, где быстро выделился успехами в учёбе. Его учёба в семинарии была успешной. Достигнутые им успехи в науках являлись результатом систематической работы. К 24 годам он уже изучил произведения Негоша, Шекспира, Гёте, Вольтера, Гюго, Ницше, Маркса, Пушкина, Толстого, Достоевского и других. Своими ораторскими способностями и даром слова Никола удивлял учеников и преподавателей семинарии. Он принимал участие в издании газеты «Христианский благовестник», где публиковал свои статьи. Вместе с тем в семинарские годы Никола терпел крайнюю нужду и лишения, следствием которых стал физический недуг.

По окончании семинарии он учительствовал в сёлах. По решению церковного священноначалия Никола Велимирович вошёл в число государственных стипендиатов и был направлен на учебу в Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), где в 1908 году защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви». Работа была написана на немецком языке и опубликована в Швейцарии в 1910 году, а затем переведена на сербский язык. Впоследствии окончил философский факультет в Оксфордском университете, подготовив там диссертацию по теме «Философия Беркли» на соискание учёной степени доктора философии и защитив её в Женеве на французском языке.

В лучших европейских университетах он с жадностью впитывал знания, приобретя с годами прекрасное для того времени образование. Благодаря своему оригинальному мышлению и феноменальной памяти ему удалось обогатиться многими знаниями и затем найти им достойное применение.

Осенью 1909 года Никола возвращается на родину, где тяжело заболевает. Шесть недель он проводит в больничных покоях, но упование на волю Божию ни на минуту не покидает молодого подвижника. Он даёт обет, что в случае выздоровления примет монашеский постриг и посвятит свою жизнь усердному служению Богу и Церкви. Поправившись, он вскоре принял монашество с именем Николай и 20 декабря 1909 года был рукоположен в священнический сан.

Через некоторое время Сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет отца Николая в Россию, где он посещает многочисленные святыни, ближе знакомясь с душевным устроением русского человека.

После возвращения в Сербию он преподаёт в Белградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные языки, много пишет и публикует в различных изданиях свои статьи на различные философско-богословские темы, выступает с беседами и лекциями по всей Сербии, благодаря чему приобретает широкую известность.

В 1912 году он был приглашен на торжества в Сараево. Его приезд и выступления вызвали воодушевление в среде сербской молодёжи. Яркие и смелые высказывания отца Николая не могли остаться незамеченным со стороны австрийских властей, управлявших Боснией и Герцеговиной. На обратном пути в Сербию он был задержан на несколько дней на границе, а на следующий год австрийские власти не разрешили ему приехать в Загреб для участия в торжествах, посвящённых памяти митрополита Петра Цетинского.

Во время Балканских и Первой мировой войн иеромонах Николай непосредственно участвовал в оказании помощи пострадавшим. Свое жалование он пожертвовал до окончания войны на нужды государства. В сентябре 1914 года священник вместе с сербскими солдатами высадился на противоположный берег реки Савы и принял на короткое время командование небольшим отрядом в ходе освобождения Земуна (ныне — один из районов Белграда).

Однако как дипломат и оратор, владеющий несколькими европейскими языками, иеромонах Николай мог принести намного больше пользы сербскому народу. В апреле 1915 года он был послан сербским правительством в США и Великобританию, где со свойственными ему мудростью и красноречием старался донести до западных союзников истинную картину страданий сербского народа. Ему удалось идейно объединить не только православных, но и римо-католиков, униатов и протестантов, всё более склонявшихся к идее борьбы за освобождение и объединение южнославянских народов. Благодаря деятельности отца Николая немалое число добровольцев из-за границы отправилось сражаться на Балканы.

Монастырь Жича.

25 марта 1919 года иеромонах Николай избран епископом Жичским, а в конце 1920 года переведен на Охридскую епархию. Владыка Николай постепенно становился настоящей совестью своего народа. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат фундаментальные творения святителя. В это время он активно поддерживает связь с простыми верующими людьми и движением «Богомольцы», восстанавливает запустевшие святыни, полуразрушенные монастыри Охридско-Битольской и Жичской епархий, приводит в порядок кладбища, памятники, поддерживает благотворительные начинания.

Особое место в его деятельности занимает работа с детьми бедняков и сиротами. Хорошо известен основанный им приют для бедных и осиротевших детей в Битоле – знаменитый «Дедушкин Богдай». Детские дома и приюты для сирот были открыты владыкой Николаем и в других городах, в них содержалось около 600 детей.

21 января 1921 года владыка вновь прибывает в США, где им было проведено около 140 лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах. Повсюду его принимали с особым теплом и любовью. 21 сентября 1921 года он был назначен первым сербским епископом-администратором США и Канады и нёс это послушание до 1923 года. Владыка выступает с инициативой постройки монастыря святого Саввы в Либертвилле. В 1927 году он вновь приезжал в США и читал лекции в Политическом институте в Вильямстауне, выступал с беседами в епископальных и православных церквях, в Пристонском университете и Федеральном Совете Церквей.

В июне 1936 года владыка Николай вновь назначается на Жичскую епархию (центр епархии находится в городе Кралево). При нём епархия переживает настоящее возрождение. Обновляются многие древние монастыри, строятся новые храмы. Предметом особых забот стал монастырь Жича — «Царская Лавра». Здесь стараниями владыки Николая развернулась активная реконструкция с участием известных специалистов и архитекторов. В период с 1935 по 1941 годы здесь были построены церковь святителя Саввы с народной трапезной, кладбищенская церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки, большая часть из которых погибла при бомбардировке в 1941 году.

Вследствии политической обстановки, святитель Николай вынужден был вмешаться в борьбу против подписания конкордата между югославским правительством и Римско-католической Церковью. Победа в этой борьбе и отмена конкордата во многом была его заслугой.

Прим.: конкордат — договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве.

Накануне Второй мировой войны святитель вместе с патриархом Сербским Гавриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской Германией, благодаря чему был любим народом и особенно ненавидим оккупантами. Весной 1941 году, вскоре после нападения Германии и её союзников на Югославию, святитель был арестован немцами, которые считали его английским шпионом. Несмотря на то, что прямых улик сотрудничества владыки с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией.

12 июля 1941 года владыка был переведён в монастырь Любостиню. Период затвора в Любостине стал для владыки плодотворным в творческом отношении. Он писал здесь настолько много, что постоянно возникала проблема с поиском бумаги.

Несмотря на то, что владыка был отстранён от административного управления, в Любостине ему всё равно приходилось участвовать в жизни епархии. Приезжавшие к архиерею священнослужители информировали его о положении дел и получали от него инструкции и распоряжения. Эти визиты вызывали у немцев подозрение. Гестаповцы продолжали допрашивать владыку, пытались использовать его авторитет в своих пропагандистских целях, но мудрый архиерей отклонял их лукавые предложения.

Современное фото центральной части Кралево.

Осенью 1941 года немцы провели в Кралево массовые аресты и расстрелы мужского населения. Узнав о разразившейся трагедии, владыка Николай, несмотря на официальный запрет, с риском для жизни добрался до города и лично обратился к немецкому коменданту с просьбой прекратить кровопролитие.

Тяжёлым ударом для владыки стала немецкая бомбардировка монастыря Жича, когда была практически полностью разрушена вся западная стена храма Вознесения Господня, погибли все монастырские строения, включая епископскую резиденцию.

Присутствие владыки Николая становилось для немцев всё более проблематичным. Ими было принято решение о переводе узника в более удаленное и безопасное место — монастырь Войловица около Панчево на северо-западе Сербии к середине декабря 1942 года. Режим пребывания на новом месте был намного суровей. Узники были практически полностью изолированы от внешнего мира. Раз в месяц для встречи с заключёнными приезжал капитан Майер, отвечавший за религиозные вопросы и контакты с Сербской Патриархией. Немцы открывали церковь и разрешали совершать Божественную Литургию только по воскресеньям и праздникам. Присутствовать на богослужении могли только заключённые. Известие о нахождении в монастыре владыки Николая быстро разнеслось по округе. Жители окрестных сёл неоднократно пытались попасть в обитель на богослужение, но этому препятствовала охрана.

В Войловице владыка Николай взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета, выполненного в свое время Вуком Караджичем. Обеспечив себя наиболее авторитетными переводами Нового Завета на других иностранных языках, он приступил к работе вместе с иеромонахом Василием (Костичем).

Владыка вырезал из белградских газет некрологи умерших с фотографиями и постоянно молился об упокоении их душ. От тех дней сохранился написанные владыкой Николаем в одной тетради «Молебный канон» и «Молитва Пресвятой Богородице Войловачской», как и написанные позже в Вене «Три молитвы в тени немецких штыков».

14 сентября 1944 году владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила отправили из Войловицы в концлагерь Дахау, где они содержались в особом отделении для высшего офицерства и духовенства. В Дахау епископ Николай и патриарх Гавриил содержались до конца войны — их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. По освобождении епископ выехал в Англию, а оттуда — в США.. Он был записан новыми коммунистическими властями в ряды народных предателей, его имя на долгие годы стало объектом грязной клеветы. Тем не менее сербский народ со вниманием следил за деятельностью святителя за границей, с любовью внимая его устному и письменному слову. Творения святителя читались и размножались, пересказывались и запоминались надолго.

Несмотря на ухудшение здоровья, владыка Николай находил силы для миссионерской деятельности и церковной работы, путешествуя по просторам США и Канады. Христиане Америки высоко ценили его миссионерские труды, он по праву причислен к сонму апостолов и миссионеров Нового континента. Святитель Николай и в Америке продолжил свою писательскую и богословскую деятельность как на сербском, так и на английском языках. Он старался помочь сербским монастырям и знакомым на Родине, посылая скромные посылки и пожертвования.

В США владыка Николай преподавал в семинарии святителя Саввы в монастыре Либертвилль, академии святого Владимира в Нью-Йорке, в русских семинариях – Свято-Троицкой в Джорданвилле и Свято-Тихоновской в Саут-Канаане, в Пенсильвании.

По решению коммунистических властей владыка Николай был лишён югославского гражданства, тем не менее Священный Синод ежегодно извещал его о предстоящих Архиерейских Соборах, приехать на которые он уже не мог.

Русский монастырь Святителя Тихона.

Последние месяцы своей жизни владыка провёл в русском монастыре в Саут-Канаане (штат Пенсильвания). За день до своего упокоения он отслужил Божественную Литургию и причастился святых Христовых Таин. Святитель мирно отошёл ко Господу рано утром в воскресенье 18 марта 1956 года. Из монастыря святителя Тихона тело его было перенесено в монастырь св. Саввы в Либертвилле и 27 марта 1956 г. похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех уголков Америки. В Сербии на известие о кончине владыки Николая во многих церквях и монастырях звонили колокола и служились поминовения.

О святителе Николае как о святом первым в сербском народе стал открыто говорить еще в 1962 году отец Иустин (Попович), а святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) ещё в 1958 году назвал его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия».

Мощи владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года, где их на аэродроме встречал Сербский Патриарх Павел, многочисленные архиереи, духовенство, монашество и народ. Мощи были перенесены в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.

19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 3 мая (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление совершено 24 мая 2003 году в храме святого Саввы в Белграде.

8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящён первый монастырь в честь святителя Николая Сербского. В этой обители находится музей святителя и «Дом владыки Николая».

Источники: СПЦ, Монастырь Жича, Живая молитва

Тропарь и кондаки святителю Николаю Сербскому

Златоу́стый пропове́дниче Воскре́сшаго Христа́,/ путеводи́телю ро́да Се́рбскаго крестоно́снаго в века́х,/ благогла́сная ли́ро Ду́ха Свята́го,/ славо и любы́ мона́хов, ра́дованье и похвало́ свяще́нников,/ учи́телю покая́ния, предводи́телю богомо́льна во́инства Христо́ва/ святы́й Нико́лае Се́рбский и всеправосла́вный:/ со все́ми святы́ми Небе́сныя Се́рбии моли́ Еди́наго Человеколю́бца// да да́рует мир и едине́ние ро́ду на́шему.

Се́рбскаго Ле́лича рожде́ние,/ архипа́стырем во Охри́де свята́го Нау́ма был еси́,/ от престо́ла святи́теля Са́ввы в Жи́чу предста́л еси́,/ науча́я и просвеща́я лю́ди Бо́жия/ Святы́м Ева́нгелием./ Мно́гия к покая́нию и любве́ ко Христу́ приве́л еси́,/ Христа́ ра́ди стра́сти в Даха́у претерпе́л еси́,/ и сего́ ра́ди, свя́те, от О́него же просла́влен еси́,// Нико́лае, Бо́жий новоявле́нный уго́дниче.

Архипа́стырь быв во О́хриде свята́го Кли́мента и Нау́ма,/ на престо́ле свята́го Са́вы в Жи́че пра́во пра́вил,/ люде́й Бо́жиих Ева́нгельским уче́нием просвети́л еси́,/ к покая́нию и любви́ Христо́вой лю́ди приводя́,/ за Христа́ и страда́ние в Даха́у претерпе́в:/ того́ ра́ди просла́влен еси́,// святи́телю Нико́лае, уго́дниче Бо́жий.

[свернуть]

Молитва святителю Николаю Сербскому

О, златоу́стый святителю Христо́в Нико́лае, Се́рбския страны́ покрови́телю, и всех правосла́вных христиа́н просвети́телю, за нас же, гре́шных, благонаде́жный пред Го́сподем предста́телю! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и мо́лимся с любо́вию: при́зри на не́мощи на́ша и услыши прошения наша со благогове́нием тебе́ приноси́мая, и умилосе́рдися о нас, обремене́нных и разсла́бленных грехи́ ве́лиими, и умоли́ Христа́ Бо́га о все́х скорбя́щих и озло́бленных, по́мощи Его́ тре́бующих. Не оста́ви такожде, о архиере́ю Госпо́день, всемо́щным твои́м заступле́нием всех от Правосла́вныя ве́ры отступи́вших, в неве́рии, злове́рии и суеве́рии пребывающих, да некреще́ннии крестя́тся, невенча́ннии венча́ются и да храня́т плод утро́бы своея́. Ей, свя́тче вели́кий и но́вый уго́дниче Бо́жий, вторы́й Нико́лае ми́лостивый! Яви́ предста́тельство твое́ о нас, гре́шных, к Вы́шнему и хода́тайствуй пред Ним твои́ми богоприя́тными моли́твами, да покаемся во гресех наших и сотворим плоды достойны покаяния: смирение и воздержание, целомудрие и нищелюбие, трезвение и простоту, да отринем иго страстей всегубительных и свободимся рабо́ты вра́жия. О, святы́й влады́ко Нико́лае, Це́ркве Се́рбския и Вселе́нския велеле́пое украше́ние, оте́ческаго Правосла́вия кре́пкое утвержде́ние! Моли́ Еди́наго Человеколю́бца, да вси мы, лю́дие слове́нстии, сою́зом бра́тския любве́ связу́еми, поживе́м во вся́цем благоче́стии и ми́ре, па́че же, моли́твами твои́ми и тве́рдым твои́м покро́вом сподо́бимся Небе́сное Ца́рствие улучи́ти, иде́же ты ны́не в незаходи́мем сия́еши све́те, ку́пно с со́нмом новому́чеников и испове́дников се́рбских и ру́сских, и всех святы́х от ве́ка угоди́вших Бо́гу, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]