26 июня — память Андроника и Саввы Московских
Сегодня древний Спас-Андроников монастырь в Москве чествует своего отца-основателя. В 1356 году митрополит Московский Алексий был чудесно спасён от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря преподобного Сергия Радонежского – Андроник.
Происходил преподобный, как и его духовный учитель, из боярской семьи Ростова Великого. В обитель преподобного Сергия он поступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник.
Митрополит Московский Алексий, испросив у преподобного Сергия Радонежского любимого его ученика Андроника – «чудесного мужа», наделе
нного всяческими добродетелями, привёл его в Москву, на высокий холм близ Яузы и благословил на строительство храма и создание монастыря. Митрополит жаловал деньги на возведение храма, а великий князь Иоанн II Иоаннович даровал для будущей обители землю.
Обитель была посвящена Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал её юной обители.
Игумен земли Русской дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и преподобный Андроник свято соблюдал её. Монастырский пруд выкопан был его руками.
Обитель процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью.
Святой Андроник предсказал день своей кончины и провёл последние дни жизни в строгом затворе.
Его преемник, преподобный Савва, был неустанным сподвижником игумена в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке.
Множество епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря. Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублёв, как и преподобный Андроник, полагал начало своих трудов в обители преподобного Сергия в память его написал свою «Святую Троицу». Московский Собор 1551 года постановил Андрею Рублеву быть образцом для всех русских иконописцев.
Это было воистину время Святой Руси, время патриотического подъёма и преподобнического образа жизни. Одновременно в одном городе жили и преподобный Сергий, и святитель Алексий, и благоверный князь Димитрий Донской со святой супругой Евдокией, и преподобные Андроник и Савва, а также художники Божии Андрей и Даниил.
Источник: Инна Царёва
Тропарь преподобным Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Чёрному, Андрею Рублеву, глас 2.
Плоды́ доброде́телей на земли́ прине́сше,/ преподо́бнии отцы́,/ в Небе́сных черто́зех ны́не благоуха́ете, я́ко ра́йстии цве́ти,/ и лице́м к лицу́ зри́те Пресвяту́ю Тро́ицу,// Ю́же дерзнове́нно моли́те// спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь преподобным Андронику и Савве Московским, глас 8.
От ю́ности своея́, преподо́бнии отцы́ Андрони́че и Са́вво,/ в пусты́ни всели́стеся Се́ргия вели́каго,/ того́ житию́ после́дующе,/ плоды́ смире́ния и послуша́ния возрасти́ли есте́,/ сего́ ра́ди сподо́бившеся бы́ти строи́тели и первонача́льники/ обе́тныя оби́тели святи́теля Алекси́я,/ с ни́мже испроси́те у Христа́ Бо́га ве́рным лю́дем здра́вие и спасе́ние// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Тропарь преподобному Андронику Московскому, глас 1.
Безмо́лвие от ю́ности возлюби́в,/ на го́ру Ма́ковец прише́л еси́, Андрони́че блаже́нне,/ оби́тель о́бщаго жития́ устро́ил еси́ в земне́м гра́де Москве́,/ во оби́тели Небе́снаго гра́да ны́не ликовству́еши,/ моли́ся Христу́ Бо́гу// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Чёрному, Андрею Рублеву, глас 3.
Вас мо́лим, преподо́бнии отцы́ на́ши,/ те́лом почива́ющия на земли́,/ ду́хом же Бо́жию Престо́лу предстоя́щия:/ моли́теся о гра́де Москве́ // и о всех, почита́ющих честну́ю па́мять ва́шу.
Молитва преподобным отцам.
О преподо́бнии и Богоно́снии отцы́, па́стырие и учи́телие и неле́ностнии наста́вницы на́ши! О земны́х небре́гше, в зе́млю кро́тких всели́лися есте́, из нея́же израсти́ли есте́ плоды́ доброде́телей; тле́нныя тала́нты не сокро́виществовавше, нетле́нныя тала́нты преумно́жили есте́ во сто крат и мно́жае; челове́ческия сла́вы теку́щия не иска́вше, возда́ли есте́ сла́ву Бо́гу и Спа́су всех и сего́ ра́ди прославля́етеся ны́не на Небесе́х в Це́ркви перворо́дных. Моли́те Человеколю́бца Спа́са Христа́, да просвети́т ны, помраче́нныя, покая́нием, да освяти́т ны, гре́шныя, си́лою, наи́тием и де́йствием благода́ти Свята́го Ду́ха, чрез достопокланя́емыя ико́ны подае́мою, да поми́лует ны, немощны́я, моли́твами ва́шими и предста́тельством Пренепоро́чныя Его́ Ма́тере и сподо́бит узре́ти сла́ву Пречи́стого ли́ка Своего́ во Ца́рствии Небе́снем. Ами́нь.