21 октября — празднование памяти преподобного Трифона Вятского и Собора Вятских святых

Название Вятка впервые появляется в русских летописях 1374 года, а затем неоднократно встречается в летописях первой половины XV века. До XIII века территория современной Вятской епархии была краем, где проживали черемисы и вотяки, затерявшись в громадных лесных пространствах. С покорением Вятки Московскому князю в 1489 году, этот край в церковном отношении был подчинён Митрополичьей области (до учреждения патриаршества так назывался канонический удел в непосредственном ведении первоиерарха Русской Церкви). Самостоятельная Вятская епархия была образована в 1657 году при Патриархе Никоне. 21 октября 2007 года, в день памяти преподобного Трифона Вятского, на второй день торжеств, посвящённых 350-тилетию Вятской епархии, в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря состоялось прославление Собора Вятских святых.

Жемчужина архитектуры Успенский Трифонов монастырь вот уже более 400 лет украшает облик древней Вятки. В Успенском соборе этой обители почивают мощи основателя и первого архимандрита монастыря, преподобного Трифона Вятского. Святого Трифона мы можем считать не только основателем первого монастыря на Вятской земле, при нём в Хлынове появляются первая школа и первая библиотека.

Преподобный Трифон (в миру – Трофим Дмитриевич Подвизаев) был родом из Архангельской губернии. После смерти отца, забота о воспитании младшего сына в семье легла на плечи матери. Когда она и старшие братья начали настаивать, чтобы подросший Трофим женился, он покинул дом и отправился «евангельски странствовать ради Христа», передав себя «в руце Божии».

Через несколько лет скитаний Трофим поселился при церкви в городке Орле (ныне посёлок городского типа в Усольском районе Пермской области), являвшемся неофициальной столицей торговой империи купцов Строгановых. Там он привлёк внимание Якова Строганова, крупного русского промышленника. Несколько детей купца Строганова умерли, а потом заболел и последний – сын Максим. Отчаявшийся отец попросил благочестивого юношу помолиться об исцелении мальчика. Просьба смутила Трофима: он полагал, что исцеление – дело рук Божьих, а не человеческих. Но совершил молитву, после которой Максим выздоровел. Это первое из множества чудес, зафиксированных житием преподобного. Яков Строганов предложил преподобному любую поддержку, но Трофим Подвизаев предпочёл продолжить странствия.

В 22 года Трофим принял постриг с именем Трифон на берегах Камы, в Пыскорском Преображенском монастыре. В житии святого сообщается, что братию новый инок поражал своим трудолюбием и смирением. Все работы он выполнял с великой радостью: пёк хлеб, готовил еду для всех насельников, рубил дрова в лесу и ухаживал за больными. Питаясь исключительно хлебом и водой, на все службы отец Трифон приходил первым, а уходил последним. Часто простаивал на молитве всю ночь до утра. Вероятно, неуёмная жажда деятельности частые посты и напряжение всех физических и душевных сил стали причиной тяжёлой болезни монаха Трифона. По преданию, он был близок к смерти, и помочь подвижнику явился святитель Николай, и они вместе молили Господа об исцелении. Выздоровев, отец Трифон решил искать уединения и безмолвия. Яков и Григорий Строгановы предложили монаху Трифону место в их вотчине на реке Чусовой. Здесь он поставил часовню, а потом устроил монастырь в честь Успения Богородицы.

В начале своего пути духовного подвижничества отец Трифон был близок к купцам Строгановым – известному купеческому роду, позже получившего дворянство и сыгравшего немаловажную роль как в экономике, так и в политике Российской империи. Но однажды отец Трифон приготовил землю для посева хлеба и зажёг около своей кельи пни и корни срубленных деревьев. Огонь, усиленный ветром, распространился по лесу и истребил огромные запасы дров, приготовленные для строгановских соляных промыслов. Местные поселенцы, озлобленные потерей дров, грозили убить монаха Трифона. Григорий Строганов заковал его в колодки, а затем прогнал из своих владений. Это происшествие и стало тем счастливым случаем, приведшим монаха Трифона в Вятские земли.

В январе 1580 года монах Трифон появился в Хлынове. Обходя храмы, преподобный Трифон узнал, что в Вятской земле нет ни одного монастыря. Вероятно, его желание об основании обители совпало с чаяниями местных жителей. Заручившись поддержкой власть имущих вятчан, отец Трифон отправляется в Москву. Уже в Москве он находит понимание и поддержку своих грандиозных планов. Просьба вятчан была встречена в Москве благосклонно, так как отвечала интересам правительства, которое прекрасно понимало роль монастырей в хозяйственном освоении и колонизации окраин русского государства и укоренении в них Православия.

Иоанн IV.

2 июня 1580 года сам Царь Иоанн IV Грозный дал грамоту на землю для обители. По возвращении в Хлынов, преподобный занялся устройством обители. Закладка первой церкви, посвящённой Благовещению Пресвятой Богородицы, состоялась 8 сентября 1581 года. Храм был деревянный и довольно скромный по размерам и архитектуре. Число насельников со временем увеличивалось, а средств к жизни недоставало.

Патриарх Иов.

Отец Трифон в 1588 году снова отправился в Москву. Царь Феодор Иоаннович принял подвижника из Хлынова и дал на монастырь обильную милостыню, земельные угодья и 15-типудовый колокол, а Патриарх Иов возвёл его в сан архимандрита и пожертвовал иконы, книги, священнические ризы. Кроме Царя и Патриарха пожертвовали на монастырь и московские бояре. Даров набралось столько, что потребовалось 12 подвод для доставки их из Москвы в Хлынов. Архимандрит Трифон был рачительным хозяином: стремился к расширению монастырского хозяйства, прежде всего земельных владений.

Преподобный совершил ещё ряд поездок в Москву, из которых неизменно возвращался с дарами и земельными пожалованиями. Знакомства в высших эшелонах тогдашней власти позволяют завершить начатое дело в Хлынове и вовлекают уже архимандрита Трифона в круговорот политической жизни и исторических событий того времени. Именно он постриг в монахи жившего в имении Романовых Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и вошёл в историю как Лжедмитрий I.

Лжедмитрий I.

Во времена правления Бориса Годунова, после того как стал распространяться слух о самозванце, розыск монаха Григория вели и в стенах Хлыновского Успенского монастыря. Почти 20 лет возглавлял преподобный Трифон основанный им в Хлынове Успенский мужской монастырь. Архимандрит Трифон слыл строгим и, как бы сегодня охарактеризовали, – успешным руководителем. При его управлении обитель богатела и расширяла свои земельные владения. При этом настоятеле Успенский монастырь превратился в богатейшего землевладельца в крае. В монастырь попасть мог далеко не каждый: нужно было внести от 10 до 20 рублей с человека. Благодаря высоким взносам отсекались нежелательные элементы – люди, ищущие лёгкой, праздной и безопасной жизни.

В обитель поступали или истово верующие жители Хлынова и окрестностей, мечтающие о спасении души в иноческом образе, или состоятельные торговые люди, ищущие покоя от суеты мира сего. Поступающие деньги шли на строительство храмов, приобретение новых книг и икон, благоустройство территории – всё это делало монастырь не только центром духовной жизни, но и центром ремесла , образования, развития всего края.

В своей жизни Трифон подвергался многим искушениям и испытаниям, он преодолел неисчислимые трудности и опасности. В Хлынове в стенах основанной им обители ему суждено было испы тать ещё и горечь предательства: экономическое благоденствие обители, которого он с таким упорством добивался в течение многих лет, оборачивается в конечном счете разнузданностью братии, которая отказывается жить по принятому преподобным уставу, ограничивающему удовлетворение их греховных прихотей (монахи желают хранить в кельях «хмельное питие», приглашают в монастырь мирян для устроения совместных пиршеств), и собственная братия изгнала преподобного Трифона из монастыря. Возможно, причиной изгнания послужило то, что во времена Бориса Годунова бояре Романовы (одни из главных покровителей архимандрита Трифона) попали в строгую опалу Царя Бориса, и Трифон, при участии недовольных иноков, возглавляемых его же учеником Ионой Маминым, в 1601 году был удалён из Успенского монастыря.

Иона Мамин был родом из московских дворян. В юности он пришёл к подвижнику, был принят им как ученик, и под руководством архимандрита Трифона проходил различные послушания. Преподобный полюбил Иону: однажды, будучи тяжело болен, отец Трифон написал духовное завещание, в котором назначил Иону своим преемником. Иона же перешёл на сторону недовольной настоятелем братии. Насельники монастыря тайно написали в Москву прошение и послали Иону для поставления в архимандриты. Они спланировали это тогда, когда преподобный Трифон отсутствовал в монастыре, собирая пожертвования на обитель. В Москве, по ходатайству родственников, Иона был возведён в сан архимандрита. Возвратившись, он перестал повиноваться преподобному Трифону и побуждал его оставить монастырь. Для преподобного Трифона последовал длительный период в жизни, наполненный странствиями и паломничествами.

Сначала отец Трифон отправляется в Москву искать правды, но безуспешно. Затем преподобного Трифона, которому уже исполнилось 55 лет, принимает у себя Никита Строганов и поселяет странствующего изгнанника в Строгановский Введенский монастырь в городе Сольвычегодске. Отсюда Трифон совершил своё первое паломничество в Соловецкую обитель, а затем отправился на ставшую ему уже родной Вятскую землю. В 1608 году архимандрит Трифон живёт в городе Слободском близ Хлынова в Богоявленском монастыре.

Церковь Михаила Архангела в Слободском.

Несмотря на преклонный возраст, там он принимает активное участие в устройстве новой обители. В частности, возводит храм в честь Архистратига Михаила. Деревянная церковь, бывшая одной из башен обители, чудом сохранилась до наших дней и является сегодня самым древним сооружением на территории Кировской области: её можно увидеть на главной площади города.

В конце 1611 года преподобный Трифон отправился в своё второе и последнее паломничество в Соловецкий монастырь, из которого вернулся совершенно больным человеком. 15 июля 1612 года он вновь прибыл в Хлынов, который покинул 11 лет назад. Несмотря на все обиды и разочарования, преподобный Трифон искренне полюбил вятскую землю и её жителей, иначе чем можно объяснить его желание умереть в основанной им и дорогой егосердцу обители.

Драматичную сцену встречи бывшего настоятеля у врат Успенского монастыря рисует житие преподобного: «Архимандрит Иона со всею братиею встретил преподобного во вратах обители и, припав к его ногам, просил прощения.

— Отче святый, – говорил он, – я виновник твоих страданий, жестоко оскорбил я тебя. Прости меня, ибо враг омрачил моё сердце гневом и ввёл меня в грех.

— Чадо моё духовное, Иона! Господь да простит тебя, – отвечал преподобный Трифон, – ибо это дело старого врага нашего диавола».

Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь.

Лишь несколько дней после возвращения, прожил преподобный Трифон в Успенской обители, а 8 октября 1612 года (по Церковному календарю) в возрасте 66 лет тихо скончался в основанной им обители, впоследствии в народе названной «Трифонов монастырь».

Архимандрит Трифон был причислен к лику святых Русской Церковью в 1903 году как преподобный и чудотворец. Монастырь, основанный преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Главный монастырский храм, Успенский собор, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нём почивают и святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.

Источник: Агиографический календарь «Аксиос»

Тропари и кондаки преподобному Трифону Вятскому.

Я́ко светоза́рная звезда́,/ возсия́л еси́ от восто́ка до за́пада,/ оста́вль бо свое́ оте́чество,/ доше́л еси́ Вя́тския страны́ и Богоспаса́емаго гра́да Хлы́нова,/ в не́мже оби́тель во сла́ву Пресвяты́я Богоро́дицы созда́в, / и, та́мо на доброде́тель впери́вся,/ собра́л еси́ и́ночествующих мно́жество,/ и, сих наставля́я на путь спасе́ния,/ был еси́ А́нгелом собесе́дник,/ и по́стником соприча́стник, Три́фоне преподо́бне,// с ни́ми Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

От земны́х на Небе́сная помы́слив,/ и́ноческое житие́ измла́да, преподо́бне, возлюби́в,/ и де́лом соверши́в ко Го́споду любо́вь,/ и тве́рдым умо́м Его́ Духнове́нным уче́нием озаря́я мир,/ и, возлюби́в, блаже́нне, всено́щное бде́ние/ и моли́тву непреста́нну, и наставле́ния Боже́ственнаго ра́зума,/ и́нок ста́до собра́, му́дре,/ и наста́вил еси́ ко све́ту Богоразу́мия, Три́фоне о́тче наш,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Днесь в нача́ле основа́ния доброде́телем, блаже́нне,/ положи́л еси́ в души́ свое́й страх Бо́жий,/ от ю́ности взем крест свой,/ благоче́стно Христо́ви после́довал еси́,/ А́нгельским о́бразом облече́ся и бысть мона́х преди́вен,/ в доброде́телех цветя́ше, к бу́дущим Бо́гови простира́лся./ И свое́й пло́ти, я́ко врагу́, неми́лостив, о́тче, был еси́,/ терпе́нием яви́ся, блаже́нне, я́ко зла́то искуше́но в горни́ле,/ но и ны́не не забу́ди посеща́ти чад свои́х,/ помина́й нас, чту́щих пресвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благодари́в вопие́м ти:// ра́дуйся, прему́дре Три́фоне, наста́вниче мона́хом.

Волне́ний мно́жество невла́жно преходя́,/ безпло́тныя враги́ струя́ми слез твои́х кре́пко погрузи́л еси́,/ Богому́дре Три́фоне,/ и чуде́с дар прие́м,// моли́ непреста́нно о всех нас.

[свернуть]

Молитва преподобному Трифону Вятскому.

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче наш Три́фоне! Земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, свети́льниче пресве́тлый, страну́ Вя́тскую озаря́яй чудесы́, гра́ду на́шему стено́ и утвержде́ние, бе́дствующым кре́пкий помо́щниче, оби́тели твоея́ до́брый храни́телю, при́сный о нас к Бо́гу моли́твенниче и те́плый о душа́х на́ших хода́таю! Тебе́, уго́дниче Бо́жий, неистощи́мое от Всеблага́го Влады́ки благода́ти и даро́в даде́ся сокро́вище, е́же цели́ти неду́ги теле́сныя и отгоня́ти стра́сти душе́вныя и от всех зол избавля́ти с ве́рою и́мя твое́ призыва́ющих. К тебе́ у́бо прибега́ем и тебе́ припа́дающе мо́лимся: не пре́зри нас, моля́щихся тебе́ и твоея́ прося́щих по́мощи, изба́ви нас от враг ви́димых и неви́димых, зави́стно на ны возстаю́щих и я́ростию зве́рскою поглоти́ти хотя́щих, изми́ нас неви́димым предста́тельством твои́м от смуще́ния и бу́ри и тмочи́сленных скорбе́й на́ших, за грехи́ на́ша нам прибыва́ющих.

О, преди́вный и богоно́сный о́тче наш Три́фоне! Ско́ро потщи́ся на по́мощь на́шу. Вознеси́ благомо́щную моли́тву твою́ ко Го́споду сил, да укрепи́т держа́ву на́шу Росси́йскую Бо́гом храни́мую, да потреби́т Госпо́дь от земли́ на́шея вся неи́стовыя крамо́лы, и утверди́т в ней безмяте́жие, мир и благоче́стие, да сохрани́т оби́тель твою́ святу́ю, град наш и вся гра́ды и ве́си страны́ на́шея от гла́да и губи́тельства, от мяте́жа и нестрое́ния, от запале́ния и бу́ри, от нападе́ний вра́жиих и от тлетво́рных ветр и от вся́каго зла. Уми́лостиви о нас благоприя́тными моли́твами твои́ми Христа́ Бо́га на́шего, е́же изба́витися нам от грех на́ших и наве́тов вра́жиих, я́ко да заступле́нием твои́м и по́мощию в ми́ре и тишине́ богоуго́дне зде на земли́ поживе́м, и в бу́дущем ве́це да сподо́бимся ча́сти святы́х Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет сла́ва и честь и поклоне́ние, ны́не и во вся ве́ки. Ами́нь.

[свернуть]

Тропарь и кондак Собору Вятских святых.

Я́ко о́бразы доброде́телей/ и моли́твы плод богодарова́нный/ земля́ Вя́тская прино́сит Ти, Го́споди Бо́же наш,/ вся святы́я в той пожи́вшия и просия́вшия,/ тех моли́твами и предста́тельством Богоро́дицы// соблюди́ ненаве́тно оте́чество на́ше.

Перевод: Как примеры добродетелей и плод молитвы богодарованный земля Вятская приносит Тебе, Господи Боже, всех святых в ней живших и просиявших, по молитвам их и Богородицы сохрани в безопасности от ухищрений (вражеских) отечество наше.

Днесь земля́ Вя́тская лику́ет,/ прославля́ющи вся зде Бо́гу угоди́вшия,/ ти́и бо ны́не предстоя́т в Це́ркви/ и со все́ми святы́ми за ны мо́лятся Вы́шнему,// дарова́ти нам ве́лия ми́лости.

Перевод: Сегодня земля Вятская радуется, прославляя всех здесь Богу угодивших, которые сейчас предстоят в Церкви и со всеми святыми молятся о нас Всевышнему даровать нам великие милости.

[свернуть]

Молитва Собору Вятских святых.

О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии по́двиги свои́ми зе́млю Вя́тскую освяти́вшии и телеса́ своя́ в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не в день о́бщаго торжества́ мы, гре́шнии, ме́ньшая бра́тия ва́ша, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ши по́двиги, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем ди́вная чудеса́ и восхваля́ем богоподража́тельную любо́вь. О, сро́дницы на́ши, от дней Три́фона преподо́бнаго, архимандри́та Вя́тскаго, до после́дних време́н подвиза́вшияся и просия́вшия! Помяни́те не́мощь на́шу и испроси́те у Христа́ Бо́га ми́лости, да и мы, преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго Оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]