14 июня 1897 года в Российской империи законодательно запрещён воскресный труд

«Шесть дней трудись, а седьмой отдай Господу Богу твоему», – сказал Господь. Седьмой день – воспоминание о Воскресении Христовом, малая Пасха, в этот день каждый христианин должен посещать службу в храме. Мы настолько привыкли к тому, что воскресенье — выходной день, что даже не задумываемся, что так было не всегда.

Сегодня в большинстве стран мира, включая Россию, воскресенье является официальным выходным днём. А впервые воскресенье было объявлено выходным днём 7 марта 321 года. Именно в этот день римский император Константин Великий, восемью годами ранее впервые разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днём отдыха. Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удовольствием, как эдикт Константина.

На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность, за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не налагалось.

Сим победиши

До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день «День Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков (напр., англ. Sunday, нем. Sonntag). Константин несколько изменил традицию. А причиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком. Сон оказался вещим, Константин действительно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и посвятил его Господу.

С тех пор в христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие обычно посещают церковь. В некоторых странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днём.

14 (2) июня 1897 года император Николай II издал закон, запрещающий труд на фабриках, заводах и других предприятиях в воскресенье и праздничные дни. В расписание праздников, в которые отменялась работа, были включены все воскресные и следующие праздничные дни (по православному календарю): 1 и 6 января (Обрезание и Крещение Господне); 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы); 6 и 15 августа (Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы); 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), а также – Рождественские дни 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Пятидесятницы – Дня Святой Троицы.

Для рабочих инославных исповеданий разрешалось не вносить в расписание праздников те из вышеуказанных праздничных дней, которые не чтутся их церковью. Для рабочих иноверцев можно было вносить в расписание праздников другие дни недели взамен воскресных. По соглашению промышленника с рабочими, последние могли быть занимаемы работой в воскресный день взамен будничного.

Надзор за соблюдением закона возлагался на чиновников фабричной, горной и правительственной железнодорожной инспекций, а в удельных и казенных заведениях – на тех должностных лиц, которым было вверено заведование ими, и на начальство этих лиц.

Однако поскольку было допущено множество исключений и возможность частного соглашения с рабочими относительно воскресной работы, выходной день не получил всеобщего применения. К примеру, закон не распространялся на те случаи, когда работа оплачивалась сдельно.

Источник: Живая молитва