14 июня 1894 года скончался русский живописец Николай Ге, мастер исторических и религиозных полотен
Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но её подвергла критике церковная цензура. Картина «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела её лишь после смерти художника.
Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже, в семье помещика. Прадед художника, французский дворянин Матьё де Ге, эмигрировал из Франции в Россию в 1789 году (начало Великой французской революции); дед художника, Осип Матвеевич, служил в чине прапорщика в Конно-гренадерском Военного ордена полку и, по Указу Екатерины II от 8 февраля 1793 года, в числе 2406 французов, проживавших в России, в обязательном порядке подписал документ о присяге, «осуждающий злодеяния революции и поклялся на Святом Евангелии в верности Божьей милостью ниспосланной королевской власти» (то есть подтвердил свою приверженность Бурбонской монархии). В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях России свирепствовала холера. Мать будущего художника Елена Яковлевна скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. Заботы о воспитании новорождённого взяли на себя бабушка Дарья Яковлевна и няня, крепостная женщина.
Раннее детство Николая прошло в деревне. В 1840 году Ге учился и жил в частном пансионе Гедуэна в Киеве. В 1841 году он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Для продолжения обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском. Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в Академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.
За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.
В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II, и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить Академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.
На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там ещё несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.
Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.
На рубеже 1870-80-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).
Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма.
14 (1) июня 1894 года художник Николай Николаевич Ге умер на своём хуторе Ивановский в Черниговской губернии.




